вторник, 7 декабря 2010 г.

«Валентайн»,Пехотный танк, Модель 3



Пехотный танк, Модель 3, «Валентайн» (англ. Tank, Infantry Mk III, Valentine) — британский пехотный танк периода Второй мировой войны, лёгкий по массе. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrong. За время серийного выпуска, с июня 1940 по апрель 1944 года (по некоторым данным — до начала 1945 года), Великобританией и Канадой выпущено 8275 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой. Состоял на вооружении Великобритании и ряда стран Британского Содружества, также в значительных количествах поставлялся по программе ленд-лиза в СССР. Использовался вплоть до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе. После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года.

История создания и производства

Создание «Валентайна»

Работы по «Валентайну» стартовали в самом начале 1938 года. Проект был частной инициативой фирмы «Виккерс» и поэтому не имел официального проектного «A»-обозначения, в отличие от других британских танков. Отправной точкой для создания «Валентайна» послужили три ранее созданные фирмой «Виккерс» машины — крейсерские танки Mk I (A9) и Mk II (A10), а также пехотный танк «Матильда Mk I» (A11). Новый танк проектировался как пехотный, но в то же время предполагалось использовать на нём удачные решения, применённые на крейсерских танках, а также как можно большее количество их узлов и агрегатов. Вертикальное бронирование планировалось оставить 60-мм, как и на A11, но вооружение должно было по сравнению с последним возрасти с пулемёта до 40-мм пушки в двухместной башне. Чтобы при заданном уровне бронирования не допустить чрезмерного возрастания массы танка, что повлекло бы за собой невозможность использования ходовой части и моторно-трансмиссионной установки A10, конструкторам «Валентайна» пришлось пойти на максимальное ужатие габаритов будущего танка. Получившийся в результате танк сложно было однозначно отнести к пехотным или к крейсерским танкам — к 1940 году его бронирование было несколько заниженным по меркам пехотных танков, но низкая скорость (вдвое ниже, чем у крейсерского Mk III) не позволяла ему стать и крейсерским. В дальнейшем, однако, как показала практика, он довольно успешно сумел выступить в обеих ролях.


Чертежи нового танка были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, а уже к 14 марта был готов его полноразмерный макет. Поначалу, однако, проект был отвергнут военными. Причиной этого была прежде всего двухместная башня, которая вынуждала командира танка заниматься ещё и обслуживанием орудия, что в то время считалось британскими военными специалистами неприемлемым. Хотя фирмой «Виккерс» была также разработана для новой машины специальная 40-мм автоматическая пушка с близкими к 40-мм противотанковой пушке характеристиками, заметно сводившая на нет этот недостаток, такой вариант не был принят военным министерством. Но близость возможной войны поспособствовала принятию танка на вооружение, и более чем год спустя, 14 апреля 1939 года, фирме «Виккерс» был выдан заказ на производство первой серии «Валентайнов».

«Валентайн» Mk II, приспособленный к пустынным условиям

Первоначально новый танк получил стандартное войсковое обозначение — «Танк пехотный, модель 3» (англ. Tank Infantry Mk III), а отдельные модификации должны были обозначаться звёздочками в названии, например, Tank Infantry Mk III***, но позднее, для удобства, танку было присвоено имя собственное — «Валентайн» (англ. Valentine), а отдельные модификации получили цифровое наименование, например, Valentine Mk III (или просто Valentine III). По поводу происхождения этого названия нет однозначных данных, существуют несколько версий. По одной из них, танк получил такое название, поскольку проект был представлен в военное министерство в День святого Валентина, 14 февраля. На самом деле, однако, представление состоялось ещё 10 февраля. По другой версии, «Valentine» — всего лишь аббревиатура полного названия фирмы «Виккерс» — Vickers-Armstrong Ltd., Elswick & Newcastle-upon-TINE. Согласно ещё одной, танк получил своё имя в честь Джона Валентайна Кардена, известного конструктора бронетехники, долгие годы работавшего на фирме «Виккерс». Существует также версия, что «Valentine» — всего лишь случайно выбранный фирменный код-идентификатор продукции.

Первый серийный «Валентайн» сошёл с конвейера фирмы «Виккерс» в мае 1940 года, а в июле того же года к производству подключились фирмы «Metro-Cammel» и «Birmingham Railway Carriage & Wagon Co.». Общий объём выпуска первой модификации «Валентайна», Valentine Mk I, оснащённой бензиновым двигателем AEC A189, составил, по разным данным, от 309 до 350 единиц. Вскоре было развёрнуто производство ещё двух версий. Valentine Mk II отличался от первоначальной модификации дизельным двигателем AEC A190, уменьшенным объёмом внутреннего топливного бака и дополнительным внешним баком, новой радиостанцией №.19, а также рядом более мелких отличий. Valentine Mk IV был в целом идентичен Mk II, но отличался установкой импортного американского двигателя GMC 6-71 6004 и иной трансмиссии. Всего было произведено, по разным данным, от 700 до 1590 Mk II и 660 Mk IV.

Канадские «Валентайны»

Весной 1940 года заказ на производство «Валентайнов» был выдан также канадской фирме Canadian Pacific Railway. Первый серийный танк сошёл со сборочных линий в июне 1941 года, а полномасштабное производство было развёрнуто к осени того же года. Все канадские «Валентайны» имели двухместную башню, 40-мм пушку QF 2 pounder и двигатель GMC 6-71 6004. Существовали две основные канадские модификации «Валентайна» — Valentine Mk VI и Valentine Mk VII. Первая из них по конструкции была практически идентична произведённым в Великобритании машинам модификации Mk IV. Вторая же была подверглась изменениям с целью упрощения производства и отличалась заменой ряда британских узлов и деталей на уже производившиеся в Канаде и США, а также использованием литых деталей броневого корпуса вместо катаных — башни, лобовой части корпуса и крыши моторного отделения. Одним из наиболее заметных внешне её отличий был пулемёт Браунинг M1919A4, установленный вместо британского BESA. Существовала также модификация Valentine VIIA, отличавшаяся рядом мелких улучшений — дополнительными сбрасываемыми внешними топливными баками, более мощной радиостанцией, масляным радиатором, дополнительными аккумуляторами и стальными уголками, приваривавшимися по периметру башни и защищавшими её от заклинивания попавшим в основание снарядом.

Всего до окончания серийного производства в середине 1943 года в Канаде было выпущено 1420 «Валентайнов», из которых абсолютное большинство, 1388 единиц, было поставлено в СССР по программе ленд-лиза, а оставшиеся 32 танка сохранены для учебно-тренировочных целей. Точные цифры выпуска танков каждой из модификаций неизвестны, но в некоторых источниках говорится о том, что пулемётами BESA (и следовательно, относились к модификации Mk VI) были оборудованы только первые 15 серийных машин. Это согласуется и с данными о том, что «Валентайны» модификации Mk VI в СССР не поставлялись, несмотря на то, что в СССР были отправлены почти все канадские «Валентайны».

«Валентайны» с трёхместной башней

Одним из основных недостатков ранних модификаций «Валентайна» считалась двухместная башня, поэтому ещё до запуска танка в производство на фирме «Виккерс» были начаты работы по созданию её трёхместного варианта. Основная трудность при этом заключалась в том, что размеры подбашенной коробки не позволяли увеличить диаметр погона башни. Для освобождения места для третьего члена экипажа в башне, установка пушки была сдвинута вперёд на 203 мм, а кормовая ниша примерно на столько же назад, для создания противовеса и сохранения уравновешивания башни. В результате, появилось место для командира за казённой частью орудия. Соответственно, радиостанция переместилась вместе с ним, в кормовую нишу. Вес новой трёхместной башни увеличился приблизительно на полтонны по сравнению с двухместной, поэтому чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса танка и сохранить ходовые характеристики на прежнем уровне, конструкторам пришлось пойти на уменьшение толщины бортовой брони с 60 до 50 мм.

Первый «Валентайн» с трёхместной башней поступил на испытания 13 апреля 1942 года и вскоре было развёрнуто его серийное производство. Существовало две модификации «Валентайна» с трёхместной башней — Valentine Mk III и Valentine Mk V, различавшихся двигательной установкой — AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. Всего было выпущено 606 танков модификации Mk III и 1216 — модификации Mk V. Интересно также то, что по документам фирмы «Виккерс», трёхместная башня была готова к серийному производству ещё в 1939 году. Причины запуска в производство в таком случае варианта с двухместной башней не вполне ясны, но это могло быть вызвано тем обстоятельством, что на двухместной башне ствол орудия в положении вперёд не выступал за пределы корпуса, в отличие от трёхместной, чему в те годы придавалось немалое значение.

«Валентайны» с усиленным вооружением

На момент создания «Валентайна» 40-мм пушка QF 2 pounder была единственным возможным вариантом противотанкового орудия в Соединённом Королевстве. Однако её низкая эффективность с самого начала была ясна британским военным специалистам. К 1941 году появилась значительно более мощная 57-мм пушка QF 6 pounder и были начаты работы по установке её на «Валентайн». За основу был взят вариант с трёхместной башней, но значительно бо́льшая, по сравнению с 40-мм орудием, казённая часть 57-мм пушки не оставила в башне места для третьего члена экипажа. Кроме этого, в башне не оказалось места ни для спаренной установки пулемёта, ни для дымового миномёта. Проблема с отсутствием миномёта была отчасти решена установкой 102-мм однозарядных дымовых гранатомётов на борту башни, но пулемёта вооружённые 57-мм орудием танки поначалу не имели вовсе. Для сохранения на прежнем уровне массы танка из-за вновь потяжелевшей башни, толщину бортового бронирования пришлось вновь уменьшить, на этот раз до 43 мм. В таком варианте выпускались две модификации «Валентайна» — Valentine Mk VIII и Valentine Mk IX, отличавшихся двигательной установкой — AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. На последних 300 выпущенных машинах модификации Mk IX двигатель был форсирован до 175 л. с. По данным фирмы «Виккерс», производство «Валентайнов» с пушкой QF 6 pounder началось в декабре 1941 года, таким образом, он стал первым британским танком, вооружённым этим орудием.

С июня 1943 года началось производство новой модификации с 57-мм орудием, Valentine Mk X. От предыдущих модификаций она отличалась размещением в башне, за счёт сокращения боекомплекта пушки, пулемёта BESA в автономной установке. Все танки модификации Mk X оснащались форсированным до 175 л. с. двигателем GMC 6-71 6004.

Вскоре после начала производства Mk X оказалось, что вместо 57-мм пушки на танке можно без проблем установить 75-мм пушку OQF 75 mm, которая имела почти те же размеры, что и QF 6 pounder. Несмотря на больший калибр, пушка имела значительно меньшую начальную скорость снаряда и как следствие, худшую бронепробиваемость, но к ней, в отличие от 57-мм пушки, имелся достаточно эффективный фугасный снаряд. Модификация с 75-мм пушкой получила обозначение Valentine Mk XI и была, за исключением пушки, идентична Mk X. Танки Mk XI позднего выпуска, однако, получили также литую носовую часть корпуса, заимствованную у канадских Валентайнов.

Точные цифры выпуска каждой из модификаций «Валентайна» с 57-мм и 75-мм орудиями неизвестны, имеются данные лишь о 685 выпущенных танках модификации Mk IX[7]. Всего же танков модификаций Mk VIII — Mk XI было выпущено 2474 единицы, что составило менее 30 % от общего числа выпущенных «Валентайнов».

Объёмы производства «Валентайна»

Производство «Валентайнов» в Великобритании завершилось, по одним данным, 14 апреля 1944 года, по другим же — в начале 1945 года. Общий объём выпуска составил 6855 танков, не считая САУ и специализированных машин. Вместе с 1420 машинами, произведёнными в Канаде, общий выпуск «Валентайна» составил 8275 единиц, что сделало его самым массовым британским танком Второй мировой войны. Суммарный же выпуск машин на его шасси, включая САУ и специализированные машины, составил более 9000 единиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий